Инкотермс определяют правила игры в международной торговле. В Инкотермс 2020, действующей на данный момент версии, определены одиннадцать различных условий. Инкотермс определяют правила сотрудничества, а также способы оплаты и доставки в международном бизнесе. Однако для электронной коммерции очень важны условия поставки DAP, которые и будет четко описаны в этой статье. Что нужно знать интернет-магазинам или приватным клиентам?
DAP, или «Доставлено на место», заменяет устаревший термин ДДУ, который был прописан в редакции 2000 года. DAP условия поставки – это Инкотермс, в котором говорится, что продавец должен сделать товары доступными для покупателя в выбранном месте. Если товар отправляется на основе DAP, продавец несет ответственность за доставку товара, включая транспортные расходы, до указанного пункта назначения у покупателя.
Согласно условиям поставки, продавец не несет ответственности за разгрузку товаров в пункте назначения или за любые связанные с таможней расходы, тарифы, налоги, сборы или пошлины, которые могут применяться. Таким образом, покупатель несет ответственность за все риски, связанные с обработкой импортной таможенной очистки, а также за все применимые пошлины и налоги по прибытии груза в пункт назначения. Что может пойти не так?
Условия поставки DAP гласят, что продавец несет ответственность за большую часть процесса транспортировки и оставляет минимальные обязательства покупателю. Это делает его одним из самых популярных условий Incoterms. Этот термин универсален и может использоваться независимо от вида транспорта.
Несмотря на риск, возлагаемый на покупателя согласно CIP, продавец должен оформить страховку на имя покупателя либо от двери до двери, либо от аэропорта/порта по согласованию с покупателем. Страхование может быть минимальным, хотя покупатель, скорее всего, потребует, чтобы оно было эквивалентом «всех рисков». DAP условия поставки не обязывают ни одну из сторон страховать поставку.
Некоторые грузоотправители предпочитают использовать CPT (Carrier Paid to) вместо DAP. Проще выбрать CPT, который покрывает перевозку товаров до тех пор, пока они не прибудут в место назначения, а доставка происходит, когда товары были получены первым перевозчиком. Этот выбор будет зависеть от других факторов, таких как условия оплаты, способ транспортировки и характер товаров.
Страхование груза не является обязательством ни для одной из сторон в соответствии с DAP (условия поставки). Однако, учитывая значительные обязанности и обязательства, большинство продавцов, осуществляющих экспорт в соответствии с DAP, часто предпочитают приобретать страховку. Это может быть просто для покрытия тех частей, за которые они несут ответственность. Но более вероятным сценарием является страхование всей перевозки от начала до конца. При оформлении страховки по DAP убедитесь, что условия страхования указаны в договоре купли-продажи.
Поставщик начинает процесс доставки груза с обсуждения деталей и вноса всех пожеланий клиента в контракт. После фактического заключения начинается этап сбора. Собирают товар на складе, а параллельно с этим готовятся документы для таможенного оформления в стране происхождения. Обязанности продавца:
На поставщика возложено много задач, но это не делает его работу сложной, когда проводится одновременно много сделок. Он может экономить на перевозке и таможенном оформлении за счет большого количества поставок.
Доверьте хлопоты по таможенному оформлению и доставке товара квалифицированным специалистам по логистике. Основное преимущество – делегирование обязанностей опытному перевозчику. Но прежде чем обращаться к первому попавшемуся – ознакомьтесь со всеми рисками. Если что-то пойдет не так, а перевозчик окажется ненадежным, то все риски и обязанности перейдут на вас. Обязанности покупателя:
Покупатель должен полностью курировать свою доставку по прибытию из страны происхождения. Он может проводить контроль лично или нанять компанию перевозчика. Важно помнить, что не в каждой стране есть доступ к таможенному оформлению без соответствующей лицензии.
Как экспортер, доставка означает принятие на себя ответственности практически за все не только в пункте отправления, но и в пункте назначения. Хотя это означает более высокие риски для экспортера, поскольку он несет ответственность за большинство процессов и сборов, экспортер может получить более конкурентоспособные цены на покупку товаров и морские грузовые перевозки путем переговоров непосредственно с мореходной компанией или экспедитором.
Именно по этой же причине существует повышенный риск для грузоотправителей. Может оказаться особенно проблематичным то, что DAP условия поставки не регулируют оплату простоя и задержек на любом этапе перевозки. В этом случае грузоотправитель несет ответственность за уплату пени за задержку. Прежде чем соглашаться на использование этого правила, убедитесь, что страна назначения безопасна, является той, с которой вы знакомы, или что у вашего экспедитора есть агент назначения.
Договор поставки должен включать все оговоренные обязанности. Например, если была оговорена страховка или отправка со специального порта – эти данные обязательно прописываются. Если в контракте нет данных, которые были оговорены, вы можете попросить продавца включить информацию и уже после этого согласиться на поставку. Должно быть прописано:
Пример выписки: «продавец Мебельторг продает стеллажи в количестве 20 штук по цене 20.000 гривен за 1 позицию DAP условия поставки для отгрузки из порта «Николаев» в марте-апреле. Поставщик займет место в порту отгрузки, сообщит название судна и предполагаемую дату прибытия в порт Стамбула. Если товар не будет отправлен поставщиком в течение указанного выше периода отгрузки, то после обсуждения деталей клиент может продлить контракт. Если клиент не выходит на связь – это автоматически продляет контракт поставки». Как избежать недоразумений:
Расходы на выполнение всех необходимых импортных формальностей исключаются. Они оплачиваются покупателем, а это означает, что все налоги, взимаемые при импорте в страну назначения, должны быть оплачены покупателем или получателем. Если НДС и/или таможенные пошлины превышают пределы, все они должны быть оплачены на пороге после получения партии. Если получатель не присутствует при доставке или задолженность не может быть оплачена, для отправки будет оставлено приглашение на получение.
Что это значит для иностранных клиентов? Им больше не нужно ничего платить при получении, товары доставляются так, как если бы они были отправлены национальной доставкой. В этом варианте экспедитор проводит таможенное оформление товаров. В дальнейшем уплата таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость не взимается. При правильном применении термина, он является одним из самых полезных терминов в международной торговле, предлагающим большие преимущества для покупателей и продавцов. Обе стороны должны согласовать, кто будет оплачивать дополнительные расходы, когда это возможно.